Николаев как город строился и развивался в тесном единении с судостроением, будучи, по существу, всегда придатком верфи, городом «при судостроении».
Да и возник он вначале как верфь. Впервые о судостроении в устье Ингула Г.А.Потемкин начал писать летом 1788 г. К концу года у Потемкина созрел план постройки в месте впадения Ингула в Бугский лиман новой верфи взамен неудобной Херсонской. К середине 1789 г. князь уже во всех документах широко рекомендует новую верфь как осуществленную, называя ее «Верфь на Ингуле», «Новая верфь» или «Усть-Ингульская верфь». На новой верфи он повелел строить 44-пушечный корабль. Еще верфь только вырисовывалась в чертежах, а нетерпеливый Потемкин уже 27 августа 1789 г. предписал: «Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку - Богоявленское, нововозводимую верфь на Ингуле - город Николаев».
Но не было еще не только города, но и верфи. Только в июне 1789 г. военный инженер подпоручик И.А.Соколов приступил к строительству эллинга, который был готов в декабре этого же года. А «город Николаев» представлял собой несколько десятков мазанок и шалашей вокруг верфи, в которых жили строители. Даже в начале 1790 г. князь еще не решил окончательно, где же быть городу и верфи: то ли на Ингуле, то ли на Бугском лимане, что следует из ордера инженерам И.И.Князеву и Ф.П.де-Волану и архитектору И.Е.Старову (апрель 1790 г.): «Что прилагая реестр строениям города Николаева предписываю,...избирая способы лутчия и кратчайшая смотреть на пользу, чтоб излишеств не было. Прежде чем зачать что строить осмотреть места в окруженности где выгоднея и удобнея быть городу».
Однако вскоре этот вопрос отпал. Было решено «прочистить» песчаную отмель (косу Стрелку), запиравшую выход из Ингульской верфи, и Г.А. Потемкин совместно с М.Л.Фалеевым приняли окончательное решение о «привязке» города к Ингулу.
В октябре 1790 г. после постройки первого корабля «Св. Николай», Екатерина II утвердила Николаеву статус города. Обрадованный этим, князь пишет строителю верфи и города Фалееву: «О Николаеве утверждено, как об адмиралтействе, так и о верфи. Теперь к строениям приступлю я с основанием...» (24 октября 1790 г.). С этого времени и начинается строительство города.
В развитии дореволюционного Николаева можно проследить три этапа:
- этап развития, 1816-1853 гг (А.С.Грейг, М.П.Лазарев);
- этап расцвета, 1862-1917 гг (Б.А. фон Глазенап, Н.А.Аркас, Н.В.Копытов и др.)
Начальный этап. Первый план Николаева и верфи составил И.И.Князев в 1789 г. Верфь на левом берегу устья Ингу-ла была обнесена крепостным валом, а за его пределами располагалась гражданская слободка. Но вскоре русские войска вытеснили турок далеко за правый берег Бугского лимана, аж в пределы Молдавии. Николаев оказался далеко в тылу, и постройка крепости отпала. Новый план города составил приглашенный Потемкиным в Николаев архитектор И.Е.Старов.
Ничего экстраординарного Старов не создал. Приписываемый ему план города, составленный летом 1790 г., представляет примитивный эскиз, созданный по отработанной к тому времени классической схеме новых русских городов: прямые улицы, образующие прямоугольные кварталы с двумя площадями: одна — административно-общественная сразу же при въезде в город, а вторая — рыночная, в глубине города.
Ортогональная планировка Николаева не есть какая-то особая заслуга И.Е. Старова, как об этом иногда пишут. По этому принципу строились все новые южные города: Херсон, Одесса и др. Дело в том, что после пожара Твери Бецкой, руководивший проектом ее восстановления, представил в 1763 г. Екатерине Второй записку, в которой предлагалось всем российским городам использовать регулярную застройку: «Регулярство, предлагаемое при строении города, требует, чтобы улицы были широки, прямы, площади большие, публичные здания на способных местах и прочее; все дома в одной улице состоящие, строить надлежит... одною сплошною фасадою... наблюдая паче всего симметрию». И еще «дабы оный (город) не только прочим в расположении и красивости не уступал, пользу и безопасность жителям приносил, но впредь для перестройки и других городов образцом быть мог». На этой записке Екатерина написала: «Быть по сему».
Надо сказать, что Николаев основывался с учетом русской национальной традиции: у реки, на высоком берегу, на котором обязательно расположена доминирующая церковь. Площадь на въезде в город, получившая затем название Магистратская (Соборная), включала три обязательных атрибута русских городов - главное административное здание, главные торговые ряды и главную церковь.
Весь город по плану Старова был прижат к верфи, к Ингулу. Он включал 9 продольных улиц - от Набережной до Католической (современная Адмирала Макарова) и обрывался у Херсонской (пр. Ленина).
Поперечных улиц было 12 — от Наваринской до Садовой. В квартале между Большой Морской и Потемкинской и между Рождественской и Московской предусматривалась большая торговая площадь. В стороне, за крутым поворотом Ингула, была намечена отдельная Военная слободка.
Реальную разбивку плана на местности осуществил И.И.Князев в 1792-1795 гг. Он же составил и первый генеральный план города, зафиксировавший реально застроенный город и перспективу его развития. План подписан адмиралом Н.С.Мордвиновым, и судя по осуществленным постройкам, относится к 1795 г. Детально выполненный в цвете, план позволяет не только увидеть контуры кварталов, но и форму всех морских, городских и мещанских домов. Как видно из этого плана, город еще не доходил до Херсонской улицы и теснился к руслу Ингула, повторяя его извивы.
В последующем город застраивался только в контурах плана И.И.Князева, не выходя за пределы Херсонской, Набережной, Артиллерийской улиц и Слободки. Это наглядно видно не только из плана 1797 г. Херсонской экспедиции, но и из плана, подписанного адмиралом И.И. де Траверсе (около 1807 г.), который построен только в этих границах.
В этот период строились в основном здания Морского ведомства, государственно-общественные постройки и дома обывателей.
Этап развития. С приходом к власти А.С. Грейга началось бурное развитие Черноморского флота и судостроения в Николаеве. Годовой оборот только Черноморского адмиралтейского правления составлял 8-10 миллионов рублей. Центр флота был в Николаеве, поэтому в нем «крутились» крупные поставщики флота и судостроения, купцы 1, 2, и 3 гильдий, которые постепенно оседали в городе.
Грейг покровительствовал и способствовал торговле в городе, как внутренней, так и внешней («заморской»). При нем был открыт первый коммерческий банк и Купеческая пристань. Развитие поставок флоту и торговли привели к бурному росту населения города и образованию купеческого сословия.
В связи с изложенным, город стал развиваться и застраиваться. Его границы раздвинулись на запад — до поворота Никольской улицы, на восток — до городской стены и на юг — до Пограничной улицы (совр. ул Чигрина, план Акройда и Кретшмара, около 1832г. Впоследствии, в 1833г., после выкупа городом дачи П.Вавилова, Соборная улица была продлена до берега Бугского лимана на юге и проведена до Купеческой гавани. При адмирале М.П.Лазареве город, «проскочив» песчаные пустыри, «заявил» о себе почти у кромки лимана на юге, образовав там оторванные от основного жилого массива Заводскую и Кузнечную улицы.
В этот период в городе строились не только ведомственные и торговые здания, но и происходила массовая застройка центра, южной и западной окраин. Окончательно сформировался контур застройки города, которая повторяла изгибы Ингула, образовав три развернутых веером жилых массива, разделенных Артиллерийской и Садовой улицами.
Этап расцвета. С 1850 по 1860 г. город фактически не развивался. Крымская война, а затем и Парижский мирный договор подорвали Черноморский флот и судостроение в Николаеве, а на тот период они были основой экономики города. Только с приходом к власти адмирала Б.А. фон Глазенапа началось возрождение города.
Фон Глазенап, изучив ситуацию, быстро понял, что будущее города - в развитии морской торговли. Он добился открытия города для въезда иностранцев и захода иностранных торговых судов. В 1862 г. по его инициативе была построена новая Коммерческая пристань, началась заморская торговля хлебом, рудой и скотом. Все это привело к развитию города и его внутренней торговли. Купеческоторговое сословие резко возросло, что привело к расширению ремесленно-промышленного строительства. В город начался приток рабочей силы, выросло его население. Для поселения новых жителей начали застраивать бывшие песчаные пустыри за Пограничной улицей, вплоть до берега лимана. Бывшие левады были застроены, образовав новые улицы: Радостную, Богородичную, Малую Мещанскую, Новосельскую, Левадовскую, Торговую, Лесковую, Новую, Бугскую и др. В конце XIX в., после перевода управления флотом из Николаева в Севастополь (1895 г.), были распроданы под дачи бывшие земли Морского ведомства. Так возникла улица Вокзально-Шоссейная и перерезающие ее многочисленные Поперечные улицы, несколько оторванные от основной части города.
К началу XX в. городская застройка заняла почти весь Николаевский полуостров, кроме Песков и Лесков на югозападе, и прибрежной полосы вдоль Бугского лимана на западе, где когда-то было Спасское урочище. На северо-западе граница города заканчивалась Никольской улицей, а за нею были земли, принадлежащие Морскому ведомству. На востоке город ограничивался городской стеной.
В таких границах город просуществовал до самой революции; затем до Великой Отечественной войны он почти не менял своих рубежей.
материал взят с "Архитектура старого Николаева" Ю.С. Крючков