Четверг, 02.05.2024, 06:15 | Приветствую Вас Гость

Nikolaev.at.ua

Развитие Николаева как города

     Николаев как город строился и разви­вался в тесном единении с судостроением, будучи, по существу, всегда придатком вер­фи, городом «при судостроении».
     Да и возник он вначале как верфь. Впервые о судостроении в устье Ингула Г.А.Потемкин начал писать летом 1788 г. К концу года у Потемкина созрел план по­стройки в месте впадения Ингула в Бугский лиман новой верфи взамен неудобной Херсонской. К середине 1789 г. князь уже во всех документах широко рекомендует новую верфь как осуществленную, называя ее «Верфь на Ингуле», «Новая верфь» или «Усть-Ингульская верфь». На новой верфи он повелел строить 44-пушечный корабль. Еще верфь только вырисовывалась в черте­жах, а нетерпеливый Потемкин уже 27 ав­густа 1789 г. предписал: «Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку - Богоявленское, нововозводимую верфь на Ингуле - город Николаев».
     Но не было еще не только города, но и верфи. Только в июне 1789 г. военный ин­женер подпоручик И.А.Соколов приступил к строительству эллинга, который был го­тов в декабре этого же года. А «город Ни­колаев» представлял собой несколько де­сятков мазанок и шалашей вокруг верфи, в которых жили строители. Даже в начале 1790 г. князь еще не решил окончательно, где же быть городу и верфи: то ли на Ингу­ле, то ли на Бугском лимане, что следует из ордера инженерам И.И.Князеву и Ф.П.де-Волану и архитектору И.Е.Старову (апрель 1790 г.): «Что прилагая реестр строениям города Николаева предписываю,...избирая способы лутчия и кратчайшая смотреть на пользу, чтоб излишеств не было. Прежде чем зачать что строить осмотреть места в окру­женности где выгоднея и удобнея быть го­роду».
     Однако вскоре этот вопрос отпал. Было решено «прочистить» песчаную отмель (косу Стрелку), запиравшую выход из Ингульской верфи, и Г.А. Потемкин совместно с М.Л.Фа­леевым приняли окончательное решение о «привязке» города к Ингулу.
     В октябре 1790 г. после постройки пер­вого корабля «Св. Николай», Екатерина II утвердила Николаеву статус города. Обрадо­ванный этим, князь пишет строителю верфи и города Фалееву: «О Николаеве утвержде­но, как об адмиралтействе, так и о верфи. Те­перь к строениям приступлю я с основани­ем...» (24 октября 1790 г.). С этого времени и начинается строительство города.
     В развитии дореволюционного Никола­ева можно проследить три этапа:
               - начальный этап, 1790-1816 гт (Н.С.Морд­винов, В.П. Фон-Дезин, И.И. де Траверсе, Н.Л. Языков);
               - этап развития, 1816-1853 гг (А.С.Грейг, М.П.Лазарев);
               - этап расцвета, 1862-1917 гг (Б.А. фон Глазенап, Н.А.Аркас, Н.В.Копытов и др.)
    
     Начальный этап. Первый план Нико­лаева и верфи составил И.И.Князев в 1789 г. Верфь на левом берегу устья Ингу-ла была обнесена крепостным валом, а за его пределами располагалась гражданская слободка. Но вскоре русские войска вытес­нили турок далеко за правый берег Бугского лимана, аж в пределы Молдавии. Нико­лаев оказался далеко в тылу, и постройка крепости отпала. Новый план города соста­вил приглашенный Потемкиным в Нико­лаев архитектор И.Е.Старов.
     Ничего экстраординарного Старов не создал. Приписываемый ему план города, составлен­ный летом 1790 г., представляет примитив­ный эскиз, созданный по отработанной к тому времени классической схеме новых русских городов: прямые улицы, образующие пря­моугольные кварталы с двумя площадями: одна — административно-общественная сра­зу же при въезде в город, а вторая — рыноч­ная, в глубине города.
     Ортогональная планировка Николаева не есть какая-то особая заслуга И.Е. Ста­рова, как об этом иногда пишут. По этому принципу строились все новые южные го­рода: Херсон, Одесса и др. Дело в том, что после пожара Твери Бецкой, руководивший проектом ее восстановления, представил в 1763 г. Екатерине Второй записку, в кото­рой предлагалось всем российским городам использовать регулярную застройку: «Регулярство, предлагаемое при строении го­рода, требует, чтобы улицы были широки, прямы, площади большие, публичные зда­ния на способных местах и прочее; все дома в одной улице состоящие, строить надле­жит... одною сплошною фасадою... наблю­дая паче всего симметрию». И еще «дабы оный (город) не только прочим в располо­жении и красивости не уступал, пользу и безопасность жителям приносил, но впредь для перестройки и других городов образ­цом быть мог». На этой записке Екатерина написала: «Быть по сему».
     Надо сказать, что Николаев основывал­ся с учетом русской национальной тради­ции: у реки, на высоком берегу, на котором обязательно расположена доминирующая церковь. Площадь на въезде в город, полу­чившая затем название Магистратская (Со­борная), включала три обязательных атри­бута русских городов - главное административное здание, главные торговые ряды и главную церковь.
     Весь город по плану Старова был при­жат к верфи, к Ингулу. Он включал 9 про­дольных улиц - от Набережной до Католи­ческой (современная Адмирала Макарова) и обрывался у Херсонской (пр. Ленина).
     Поперечных улиц было 12 — от Наваринской до Садовой. В квартале между Боль­шой Морской и Потемкинской и между Рождественской и Московской предусматрива­лась большая торговая площадь. В стороне, за крутым поворотом Ингула, была намече­на отдельная Военная слободка.
     Реальную разбивку плана на местнос­ти осуществил И.И.Князев в 1792-1795 гг. Он же составил и первый генераль­ный план города, зафиксировавший реаль­но застроенный город и перспективу его развития. План подписан адмиралом Н.С.Мордвиновым, и судя по осуществлен­ным постройкам, относится к 1795 г. Детально выполненный в цвете, план позво­ляет не только увидеть контуры кварталов, но и форму всех морских, городских и ме­щанских домов. Как видно из этого плана, город еще не доходил до Херсонской ули­цы и теснился к руслу Ингула, повторяя его извивы.
     В последующем город застраивался только в контурах плана И.И.Князева, не выходя за пределы Херсонской, Набереж­ной, Артиллерийской улиц и Слободки. Это наглядно видно не только из плана 1797 г. Херсонской экспедиции, но и из плана, подписанного адмиралом И.И. де Траверсе (около 1807 г.), который пост­роен только в этих границах.
     В этот период строились в основном здания Морского ведомства, государствен­но-общественные постройки и дома обыва­телей.
 
     Этап развития. С приходом к власти А.С. Грейга началось бурное развитие Чер­номорского флота и судостроения в Нико­лаеве. Годовой оборот только Черноморс­кого адмиралтейского правления составлял 8-10 миллионов рублей. Центр флота был в Николаеве, поэтому в нем «крутились» крупные поставщики флота и судостроения, купцы 1, 2, и 3 гильдий, которые постепен­но оседали в городе.
     Грейг покровительствовал и способство­вал торговле в городе, как внутренней, так и внешней («заморской»). При нем был от­крыт первый коммерческий банк и Купе­ческая пристань. Развитие поставок флоту и торговли привели к бурному росту насе­ления города и образованию купеческого со­словия.
     В связи с изложенным, город стал раз­виваться и застраиваться. Его границы раз­двинулись на запад — до поворота Николь­ской улицы, на восток — до городской сте­ны и на юг — до Пограничной улицы (совр. ул Чигрина, план Акройда и Кретшмара, около 1832г. Впоследствии, в 1833г., после выкупа городом дачи П.Вавилова, Соборная улица была продлена до берега Бугского лимана на юге и проведена до Купеческой гавани. При адмирале М.П.Ла­зареве город, «проскочив» песчаные пусты­ри, «заявил» о себе почти у кромки лимана на юге, образовав там оторванные от основ­ного жилого массива Заводскую и Кузнеч­ную улицы.
     В этот период в городе строились не только ведомственные и торговые здания, но и происходила массовая застройка цен­тра, южной и западной окраин. Окончатель­но сформировался контур застройки горо­да, которая повторяла изгибы Ингула, обра­зовав три развернутых веером жилых мас­сива, разделенных Артиллерийской и Садо­вой улицами.
 
     Этап расцвета. С 1850 по 1860 г. го­род фактически не развивался. Крымская война, а затем и Парижский мирный дого­вор подорвали Черноморский флот и судо­строение в Николаеве, а на тот период они были основой экономики города. Только с приходом к власти адмирала Б.А. фон Глазенапа началось возрождение города.
     Фон Глазенап, изучив ситуацию, быст­ро понял, что будущее города - в развитии морской торговли. Он добился открытия города для въезда иностранцев и захода иностранных торговых судов. В 1862 г. по его инициативе была построена новая Ком­мерческая пристань, началась заморская торговля хлебом, рудой и скотом. Все это привело к развитию города и его внутрен­ней торговли. Купеческоторговое сословие резко возросло, что привело к расширению ремесленно-промышленного строительства. В город начался приток рабочей силы, вы­росло его население. Для поселения новых жителей начали застраивать бывшие песчаные пустыри за Пограничной улицей, вплоть до берега лимана. Бывшие левады были застроены, образовав новые улицы: Радостную, Богородичную, Малую Мещанс­кую, Новосельскую, Левадовскую, Торговую, Лесковую, Новую, Бугскую и др. В конце XIX в., после перевода управления флотом из Николаева в Севастополь (1895 г.), были распроданы под дачи быв­шие земли Морского ведомства. Так возникла улица Вокзально-Шоссейная и пере­резающие ее многочисленные Поперечные улицы, несколько оторванные от основной части города.
     К началу XX в. городская застройка заняла почти весь Николаевский полуост­ров, кроме Песков и Лесков на югозападе, и прибрежной полосы вдоль Бугского ли­мана на западе, где когда-то было Спасское урочище. На северо-западе граница города заканчивалась Никольской улицей, а за нею были земли, принадлежащие Морскому ве­домству. На востоке город ограничивался городской стеной.
     В таких границах город просущество­вал до самой революции; затем до Великой Отечественной войны он почти не менял своих рубежей.
 
 
материал взят с "Архитектура старого Николаева" Ю.С. Крючков
Меню сайта
Категории раздела
Политика [0]
Отдых [0]
Образование [0]
Поиск
ЧАТ
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Новый сайт города Николаева