Четверг, 02.05.2024, 12:46 | Приветствую Вас Гость

Nikolaev.at.ua

История Николаева

     Используя известную историческую ана­логию, можно сказать, что Николаев вошел в историю, как спущенный на воду корабль - под стук топора и грохот пушек.
     Шла русско-турецкая война. Русская армия под руководством князя Г.Потемки­на в день святого Николая взяла штурмом мощную турецкую крепость Очаков (6 де­кабря 1788 года). В это же время князь ис­кал новое место для верфи, и ему указали на устье Ингула. В разгар войны, в конце 1788 г., по повелению Потемкина началось строительство Новой верфи прямо под но­сом у турок - на другой стороне, за Бугс-ким лиманом, была еще турецкая земля. По­темкин, веруя,что святой Николай — покро­витель моряков — помог ему взять Очаков, повелел 27 августа 1789 г. именовать «нововозводимую верфь на Ингуле — город Ни­колаев». 25 августа следующего года сошел на воду первый корабль, построенный в Ни­колаеве - «Св. Николай». В октябре 1790 г. указом Екатерины II Николаеву был дан статус города.
     В 1794 г., выполняя волю Потемкина, Управление Черноморским флотом перееха­ло из Херсона в Николаев. С этого времени в течение ста лет Николаев был центром управления Черноморским флотом и основ­ной базой судостроения на Черном море.
     Однако первые администраторы не стре­мились развивать как судостроение в Ни­колаеве, так и сам город: долгое время Ни­колаев прозябал, приткнувшись к верфи как ее придаток. Только с приходом к власти адмирала А.С.Грейга (1816 г.) возродилось в Николаеве не только судостроение, но и начал развиваться город: появились пер­вый банк, купеческая пристань, первые гражданские учебные заведения и т.п.
Ежегодный оборот Черноморского ад­миралтейского департамента достиг 8-10 миллионов рублей, что способствовало раз­витию торговли и промыслов в городе. Ад­мирал М.П.Лазарев, сменивший Грейга в 1833 г., привел парусный флот и судострое­ние в Николаеве к небывалому расцвету.
     Крымская война 1853-1856 гг. не толь­ко уничтожила парусный флот, но и нанесла тяжелый ущерб судостроению и городу. Запрет на возрождение Черноморского фло­та привел к развалу судостроения и угаса­нию города. Лишь памятник погибшим кораблям в Севастополе напоминал о не­когда могущественном Черноморском фло­те, построенном в Николаеве.
     Возрождение города началось после денонсации Россией Парижского мирного трактата (1870 г.). Николаевское адмирал­тейство перешло к строительству нового броненосного и миноносного флота. С раз­витием судостроения ожил и стал разви­ваться город. Эпохой в его жизни стало управление адмирала Б.А. фон-Глазенапа (1860-1871 гг.). С 1862 г. Николаев стал открытым городом для захода иностранных судов. Был построен новый Коммерческий порт, развилась внутренняя и внешняя тор­говля, бурно стало развиваться народное об­разование.
     Новый взлет экономики и самого горо­да начался в конце XIX в. с развитием ка­питализма. В 1895 г. была основана новая мощная верфь «Наваль», а в апреле 1896 г. - Черноморский машиностроительный за­вод. Объединившись, они превратились в крупнейшее в России широкопрофильное предприятие, на котором строились новей­шие корабли, включая и подводные лодки. Пришедшее в ветхость Адмиралтейство было куплено, и вместо него создан новей­ший частный судостроительный завод «Рус-суд» (1912 г.). Николаевский морской порт стал третьим в России по грузообороту, а сам Николаев вошел в десятку крупнейших городов России.
     Первая мировая война и революции на­несли непоправимый ущерб экономике горо­да: промышленность и торговля угасли. Пос­ледующая австро-германская оккупация до­вершила упадок города. Мартовское восста­ние рабочих против оккупантов в 1918 г. было жестоко подавлено. Начавшаяся затем граж­данская война лишь доконала промышлен­ность и хозяйство города.
     Власть в городе несколько раз перехо­дила из рук в руки. Лишь в январе 1920 г. (по н.с). советская власть была окончательно установлена в городе. В конце 20-х го­дов началось возрождение судостроитель­ной промышленности и экономики города. В довоенное время на восстановленных за­водах энергично создался новый Черномор­ский флот.
     Немецко-фашисткое нашествие в 1941 г. снова привело к уничтожению судострое­ния в Николаеве. 28 марта 1944 г. город был освобожден от оккупантов, и началось его новое возрождение. Расширились и раз­вились старые судостроительные заводы — имени 61 коммунара и Черноморский, по­строен новый судостроительный завод «Оке­ан», реконструирован судоремонтный; осно­ваны новые заводы - Южно-турбинный, глиноземный и другие, развился морской порт и построены новые речные и специа­лизированные морские порты; поднялась экономика города, развились наука, образо­вание и культура. Население города дос­тигло полумиллиона.
     Николаев отпраздновал свое двухсотле­тие на пороге новых перемен. Распад Со­ветского Союза снова привел к полному упадку судостроительной промышленности и к трудностям в экономике города. Но николаевцы знают свои исторические кор­ни, помнят историю своего города и верят, что город Святого Николая снова возродит­ся, как это уже было не раз.



материал взят с "Архитектура старого Николаева" Ю.С. Крючков


Меню сайта
Категории раздела
Политика [0]
Отдых [0]
Образование [0]
Поиск
ЧАТ
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Новый сайт города Николаева