Используя известную историческую аналогию, можно сказать, что Николаев вошел в историю, как спущенный на воду корабль - под стук топора и грохот пушек. Шла русско-турецкая война. Русская армия под руководством князя Г.Потемкина в день святого Николая взяла штурмом мощную турецкую крепость Очаков (6 декабря 1788 года). В это же время князь искал новое место для верфи, и ему указали на устье Ингула. В разгар войны, в конце 1788 г., по повелению Потемкина началось строительство Новой верфи прямо под носом у турок - на другой стороне, за Бугс-ким лиманом, была еще турецкая земля. Потемкин, веруя,что святой Николай — покровитель моряков — помог ему взять Очаков, повелел 27 августа 1789 г. именовать «нововозводимую верфь на Ингуле — город Николаев». 25 августа следующего года сошел на воду первый корабль, построенный в Николаеве - «Св. Николай». В октябре 1790 г. указом Екатерины II Николаеву был дан статус города. В 1794 г., выполняя волю Потемкина, Управление Черноморским флотом переехало из Херсона в Николаев. С этого времени в течение ста лет Николаев был центром управления Черноморским флотом и основной базой судостроения на Черном море. Однако первые администраторы не стремились развивать как судостроение в Николаеве, так и сам город: долгое время Николаев прозябал, приткнувшись к верфи как ее придаток. Только с приходом к власти адмирала А.С.Грейга (1816 г.) возродилось в Николаеве не только судостроение, но и начал развиваться город: появились первый банк, купеческая пристань, первые гражданские учебные заведения и т.п. Ежегодный оборот Черноморского адмиралтейского департамента достиг 8-10 миллионов рублей, что способствовало развитию торговли и промыслов в городе. Адмирал М.П.Лазарев, сменивший Грейга в 1833 г., привел парусный флот и судостроение в Николаеве к небывалому расцвету. Крымская война 1853-1856 гг. не только уничтожила парусный флот, но и нанесла тяжелый ущерб судостроению и городу. Запрет на возрождение Черноморского флота привел к развалу судостроения и угасанию города. Лишь памятник погибшим кораблям в Севастополе напоминал о некогда могущественном Черноморском флоте, построенном в Николаеве. Возрождение города началось после денонсации Россией Парижского мирного трактата (1870 г.). Николаевское адмиралтейство перешло к строительству нового броненосного и миноносного флота. С развитием судостроения ожил и стал развиваться город. Эпохой в его жизни стало управление адмирала Б.А. фон-Глазенапа (1860-1871 гг.). С 1862 г. Николаев стал открытым городом для захода иностранных судов. Был построен новый Коммерческий порт, развилась внутренняя и внешняя торговля, бурно стало развиваться народное образование. Новый взлет экономики и самого города начался в конце XIX в. с развитием капитализма. В 1895 г. была основана новая мощная верфь «Наваль», а в апреле 1896 г. - Черноморский машиностроительный завод. Объединившись, они превратились в крупнейшее в России широкопрофильное предприятие, на котором строились новейшие корабли, включая и подводные лодки. Пришедшее в ветхость Адмиралтейство было куплено, и вместо него создан новейший частный судостроительный завод «Рус-суд» (1912 г.). Николаевский морской порт стал третьим в России по грузообороту, а сам Николаев вошел в десятку крупнейших городов России. Первая мировая война и революции нанесли непоправимый ущерб экономике города: промышленность и торговля угасли. Последующая австро-германская оккупация довершила упадок города. Мартовское восстание рабочих против оккупантов в 1918 г. было жестоко подавлено. Начавшаяся затем гражданская война лишь доконала промышленность и хозяйство города. Власть в городе несколько раз переходила из рук в руки. Лишь в январе 1920 г. (по н.с). советская власть была окончательно установлена в городе. В конце 20-х годов началось возрождение судостроительной промышленности и экономики города. В довоенное время на восстановленных заводах энергично создался новый Черноморский флот. Немецко-фашисткое нашествие в 1941 г. снова привело к уничтожению судостроения в Николаеве. 28 марта 1944 г. город был освобожден от оккупантов, и началось его новое возрождение. Расширились и развились старые судостроительные заводы — имени 61 коммунара и Черноморский, построен новый судостроительный завод «Океан», реконструирован судоремонтный; основаны новые заводы - Южно-турбинный, глиноземный и другие, развился морской порт и построены новые речные и специализированные морские порты; поднялась экономика города, развились наука, образование и культура. Население города достигло полумиллиона. Николаев отпраздновал свое двухсотлетие на пороге новых перемен. Распад Советского Союза снова привел к полному упадку судостроительной промышленности и к трудностям в экономике города. Но николаевцы знают свои исторические корни, помнят историю своего города и верят, что город Святого Николая снова возродится, как это уже было не раз.
материал взят с "Архитектура старого Николаева" Ю.С. Крючков